Профориентационная работа с инвалидами и лицами ОВЗ

Получение инвалидами и лицами с ОВЗ профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права инвалидами и лицами ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Профессиональная ориентация и профессиональная адаптация инвалидов и лиц с ОВЗ требует разработки специальных методов диагностики профессиональных интересов и склонностей, учитывающих данные ограничения.

Одной из задач техникума по профориентации инвалидов и лиц с ОВЗ является формирование профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:

— из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
— ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;

Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями.
Кроме того, необходимо осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.

 

Основные направления профориентационной работы

— профориентационное информирование, профориентационное просвещение;
— комплексная профориентационная консультация (при участий медицинских работников, психолога, тьюторов, членов семьи обучающегося , социального педагога, методиста и директора техникума, педагогов техникума и др.);
— индивидуальное и групповое психологическое консультирование, целью которых является актуализация и содействие перспективному развитию личностных (индивидуально-профессиональных) ресурсов (потенциала) обучающегося, создание психолого-педагогических условий для развития различных аспектов его жизнеспособности и жизнестойкости, без которых вовлеченность в трудовую жизнь инвалидов и лиц с ОВЗ затруднена;
— оказание инвалидам и лицам ОВЗ помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления образовательной услуги , в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.

 

Нормативно-правовые основания деятельности профессиональных образовательных организаций по обеспечению доступности профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07 мая 2012 года № 597 «Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497) «Доля образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального и высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2015 № 1399 «План мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»