Ключевые вопросы школьного образования и сферы СПО обсудили на заседании Комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование». В нём принял участие Министр просвещения России Сергей Кравцов.
Сергей Кравцов отметил, что необходимо продолжить внедрение воспитательных практик в школе. В прошлом году в десяти пилотных регионах появились 2465 советников директоров школ по воспитательной работе. В этом году реализация проекта продолжится.
«Огромное внимание уделяется поддержке учителей. В 2022 году нам необходимо реализовать большое количество мероприятий по подготовке к проведению в 2023 году Года педагога и наставника на самом высоком уровне», – указал Министр просвещения.
Он особо подчеркнул ещё одно перспективное направление – «Профессионалитет». Обучение по этой программе начнётся с 1 сентября 2022 года, а к 2024 году охватит более 350 тысяч студентов.
«Важно не только обучить, но и сделать всё, чтобы выпускники как можно комфортнее входили в профессию, имели чёткое представление о своей профессиональной карьере и как итог – конкретные предложения от организаций и предприятий сразу после завершения обучения. В 2022 году мы более детально обсудим роль предприятий реального сектора экономики в создании инфраструктуры СПО», – сказал Сергей Кравцов.
Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин сообщил, что за прошедший год разработано более 130 новых и актуализированных образовательных стандартов, из которых 17 утверждены, 113 будут приняты в 2022 году.
Виктор Неумывакин подчеркнул, что среди них есть совершенно новые образовательные стандарты, например по таким профессиям и специальностям, как «Интеллектуальные интегрированные системы», «Биотехнология пищевой промышленности», «Безопасность на акватории», «Организация воздушных перевозок и авиационных работ», «Кино- и телепроизводство (по видам)».
«Чтобы максимально соответствовать потребностям экономики, система среднего профобразования должна быть гибкой и ориентироваться на запросы предприятий. Поэтому закономерно, что центральным вопросом для Минпросвещения России стало развитие системы СПО, и в первую очередь обновление структуры и содержания образования», – добавил он.
Минпросвещения России разработаны проекты новых перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, из которых исключены как некоторые навыки, так и отдельные профессии, но в нем появились новые профессии, которые, помимо навыков из «уходящих» профессий, содержат новые, тем самым трансформируя и расширяя квалификацию современного специалиста. Так, в новых перечнях ранее действовавшие стандарты по специальностям «Технология хранения и переработки зерна», «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», «Технология сахаристых продуктов» и другие объединились в одну укрупненную специальность – «Технология продуктов питания из растительного сырья».
Такой подход даёт больше карьерных возможностей выпускнику и соответствует принципам профессионального образования с широким спектром знаний, комплексным пониманием процессов и владением всей технологической цепочкой.
Кроме того, в связи с изменениями в законодательстве, внесенными в мае 2021 года, Министерством просвещения Российской Федерации разработан новый порядок формирования перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, который вступает в силу в 2024 году.