Система среднего (специального) профессионального образования трансформируется и обновляется. На смену старым, дробным, долгим и тяжеловесным программам приходят новые – модульные, гибкие, системные и практикоориентированные.
В январе 2022 года стартовал федеральный проект «Профессионалитет» нацпроекта «Образование». Цель – создание новой гибкой модели подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными потребностями реального сектора экономики. Предполагается, что готовить новые кадры необходимо совместно с работодателем, при максимальном приближении условий обучения к рабочим, а также с гарантиями трудоустройства выпускников.
Во многих смыслах «Профессионалитет» касается смены парадигмы мышления и восприятия СПО всеми участниками образовательного процесса: управленцами, студентами и мастерами, регионами, бизнесом.
1 сентября этого года первые 70 кластеров (это 150 тыс. студентов) приступят к подготовке специалистов. Перечень отраслей и круг участников «Профессионалитета» ежегодно будет расширяться. К 2024 году число таких кластеров достигнет 210.
«Профессионалитет» заточен под то, чтобы объединить интересы студентов, работодателей, отраслей и регионов. Для этого будущие образовательные кластеры должны, в первую очередь, наполниться управленцами новой формации. Платформой для подготовки таких команд выбрана Мастерская управления «Сенеж».
Образовательная программа стартует в мае и завершится в августе этого года, а ее слушателями станут более 400 человек – 70 команд, из 42 регионов. Это междисциплинарные управленческие команды – в каждой есть представители колледжа, работодателя и регионального органа власти, который курирует вопросы образования. Они представляют образовательно-производственные центры (кластеры), которые готовят специалистов для железнодорожной, фармацевтической, горнодобывающей и химической отраслей, атомной и легкой промышленности, металлургии, сельского хозяйства и машиностроения.
Первый заместитель министра просвещения Александр Бугаев:
«Профессионалитет – это новый этап в развитии среднего профессионального образования в нашей стране. Только тесное взаимодействие колледжей и предприятий позволит в короткие сроки готовить квалифицированных специалистов, которые нужны современному производству. Особая роль в этой работе отводится управленческим командам. Именно они должны запустить эффективно работающие промышленные кластеры и координировать образовательный процесс на всех уровнях. Поэтому каждый член такой команды должен иметь не только системные академические знания, но и постоянно развивать свои управленческие и лидерские компетенции».
Образовательная программа «Профессионалитет» практикоориентирована и будет проходить в смешанном – очном и онлайн, формате. Обучение пройдет в 3 потока и предполагает четыре трека: «Лидерство», «Развитие команды», «Управление процессами и проектами» и трек «Методология реализации проекта «Профессионалитет», который реализуется в сотрудничестве с Министерством просвещения России.
Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности «Сенежа» президентской платформы «Россия – страна возможностей», отметила:
«Сейчас необходимо создать такую модель подготовки квалифицированных кадров, чтобы они могли в короткие сроки обеспечить потребности экономики страны. Важно подготовить управленческие команды, которые будут эффективно управлять этой трансформацией. Перед управленческой командой региона будет, в первую очередь, стоять задача – не контролировать, а развивать экосистему СПО»
Мы надеемся, что результатом программы «Профессионалитет» станут команды управленцев, которые будут способны изнутри – в регионе, колледже, изменять саму систему подготовки кадров рабочих профессий, сделают их престижными, почетными и хорошо оплачиваемыми. После обучения работа будет продолжена, и мы надеемся, что появятся своеобразные дорожные карты развития кластеров, которые лягут в основу трансформации СПО».
По материалам официального сайта министерства образования Саратовской области